Рабочая программа воспитания НОО

Программа воспитания
Начальное общее образование
Содержание
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2. Направления воспитания
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
1.4. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
2.3. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Анализ воспитательного процесса
Календарный план воспитательной работы

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. НовоПолтавского»

подготовлена

на

основании

следующих

нормативно-правовых

и

методических документов:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации», в т.ч. изменения в части вопросов воспитания обучающихся от 31.07.2020 г.
2.

Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в

Российской Федерации».
3.

Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития

Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г.
4.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере

дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18.10.2013 г. № 544н с изменениями и дополнениями от 25.12.2014 г. и
05.08.2016 г.).
5.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 г. № 2945-р

«План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года».
7.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об

утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на
период до 2025 года».
8.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
9.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования».
10.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования».
11.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.

№

413 «Об

утверждении федеральногогосударственного

образовательного

стандарта среднего общего образования».
12.

Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от

руководство в общеобразовательных организациях.

13.

Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской

Федерации от 22.10.2015 г. по развитию государственно-общественного управления
образованием в субъектах Российской Федерации.

14.

Примерная программа воспитания для образовательных организаций общего

образования, разработанная Институтом стратегии развития образования Российской
академии образования и утвержденная 02.06.2020 г. Федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию.
14.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента

Российской Федерации от 02.07.2021 № 400).
Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС)

15.

начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286),
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021
№ 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Рабочая программа воспитания определяет условия для воспитания гармонично развитой и
социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской

Федерации,

исторических

и

национально-культурных

традиций,

обеспечивающие гармоничное вхождение обучающихся в социальный мир и налаживание
ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Рабочая программа основана на дорожной карте по реализации воспитательного потенциала
педагогических работников и обучающихся.
Рабочая программа воспитания реализует Федеральные проекты по воспитанию:
–

церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации;

–

«Разговоры о важном» - цикл бесед классного руководителя в рамках внеурочной

деятельности;
–

добровольное

участие

школьников в

общероссийском

общественно- государственном движении детей и молодежи;

–

проведение занятий по историческому просвещению, начиная с учащихся 1-х

классов;
–

создание школьного театра;

–

дальнейшее развитие школьного спортивного клуба.

Рабочая программа воспитания позволит достичь показатели, определенные в Указе
Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации
на период до 2030 года» от 21.07.2020 г., среди которых:
–

формирование

эффективной

системы

выявления,

поддержки

и

развития

способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости,
всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех
обучающихся;
–

создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной

личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций;
–

ежегодное

(добровольческой)

увеличение

доли

деятельностью

или

обучающихся,
вовлеченных

занимающихся
в

волонтерской

деятельность

волонтерских

(добровольческих) организаций;
–

ежегодное

увеличение

доли

обучающихся,

систематически

занимающихся

физической культурой и спортом;
–

ежегодное

увеличение

количества

посещений

обучающимися

культурных

мероприятий.
В центре программы воспитания в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов,
указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные
установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социальнозначимой деятельности.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего образования

должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического,
трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение – примерный календарный план воспитательной работы.

РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители (законные
представители),

представители

иных

организаций,

участвующие

в

реализации

образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации,
локальными актами МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. Ново-Полтавского». Родители
(законные представители) несовершенных обучающихся имеют преимущественное право
на воспитание своих детей.
Содержание

воспитания

обучающихся

в

общеобразовательной

организации

определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности
культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МКОУ «ООШ им. И.Радченко с. Ново-Полтавского»
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в
сфере воспитания, установленными в государственной Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р), Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей

является развитие высоконравственной

личности, разделяющей

российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный

российский

национальный

воспитательный

идеал

—

высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны,
укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в общеобразовательной
организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на

основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию
и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: усвоение
ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало
российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных
отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение
соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения,
общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение
соответствии

личностных
с

результатов

ФГОС.

общеобразовательных

освоения

Личностные

программ

общеобразовательных

результаты

включают

осознание

освоения
российской

программ

в

обучающимися
гражданской

идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению,
наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности,

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического,
системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учѐтом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности,

инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с
ФГОС:
 гражданское

воспитание

—

формирование

российской

гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу

России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,
правовой и политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
 духовно-нравственное

воспитание

—

воспитание

на

основе

духовно-

нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи,

уважения

к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских

традиционных

духовных

ценностей,

приобщение

к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учѐтом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии,
личностное

самовыражение

в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение
выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры,

ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
 ценности

научного

познания

—

воспитание

стремления

к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учѐтом личностных интересов и общественных потребностей.

Целевые ориентиры результатов воспитания

Целевые ориентиры на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) цен
ностей, сформулированные на уровнях начального общего, основного общего, среднего общ
его образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС, обеспечивают единст
во воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, еѐ территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
символика города Москвы), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека
в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учѐтом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учѐтом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учѐтом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Уклад общеобразовательной организации
Уклад - общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, поддерживающий традиции региона и
школы, задающий культуру поведения сообществ, определяющий предметнопространственную среду, учитывающий социокультурный контекст.
Организация воспитательной деятельности опирается на школьный уклад, сложившийся на
основе согласия всех участников образовательных отношений относительно содержания,
средств, традиций, особенностей воспитательной деятельности, выражающий самобытный облик
школы, еѐ «лицо» и репутацию в окружающем социуме, образовательном пространстве.
Уклад МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. Ново-Полтавского» задает и удерживает ценности,
принципы и традиции воспитания, нравственную культуру взаимоотношений, поведения
участников воспитательного процесса, взрослых и детских сообществ, в том числе за пределами
школы, в сетевой ср еде, характеристики воспитывающей среды в школе в целом и локальных
воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик. Привлечение обучающихся и
их родителе й (законных представителей), работодателей, представителей учреждений культуры
и спорта, общественных к проектированию и обсуждению уклада образовательной организации
может стать существенным ресурсом воспитания.
Образовательный процесс осуществляется по адресу: (фактический адрес):
- 361017 Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, с. НовоПолтавское, ул. Третьякова , д 121. Функционирующее в настоящее время
здание школы построено в 1965 году.
Здание школы расположено в южной части Прохладненского района, на левом берегу реки
Баксан. Находится в 10 км к юго-западу от районного центра Прохладный.
В 2001 году школе присвоенное имя Ивана Федоровича Радченко. Обучение ведѐтся с 1 по 9
класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее
образование..
Школа оборудована кабинетами для проведения учебных занятий, имеет свою библиотеку,
спортивный зал.
В школе организовано горячее питание, соблюдаются условия охраны здоровья обучающихся,
имеется доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям,
а также имеются электронные образовательные ресурсы для обеспечения образовательного
процесса.
В рамках воспитательной работы МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. Ново-Полтавского»
реализует проекты : юнармейский отряд «Орлята , волонтерский отряд «Энергия сердца».
Программа воспитания учитывает состав семей обучающихся. Для удовлетворения
потребностей учеников в расширении социальных связей активно используем онлайнплатформы и ресурсы: «Электронный дневник и журнал», «Учи.ру», «Российская электронная
школа» (РЭШ) и др. Различная информация для обучающихся, педагогов, родителей и законных
представителей публикуется на официальном сайте МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. НовоПолтавского» в VK .
Оригинальные воспитательные находки школы:
1. Воспитательные системы класса, разработанные классными руководителями на основе
системы персональных поручений, целенаправленных воспитательных мероприятий и
оценочных инструментов;
2. Модель сотрудничества с родителями обучающихся, построенная на установлении
конструктивных отношений и целенаправленной организации совместной деятельности по
развитию школьного уклада;
3. Практический день как форма организации целенаправленной системной работы по развитию
проектной деятельности школьников, позволяет интегрировать содержание урочной и
внеурочной деятельности;
4. Обеспечение 100% охвата внеурочной деятельностью всех категорий обучающихся за счет
профессионального ресурса педагогов школы с привлечением педагогов дополнительного
образования

2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений

воспитательной

работы

школы.

Каждое

из

них

представлено

в

соответствующем модуле.
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям

целевых

ориентиров

результатов

воспитания,

их

учѐт

в

определении

воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на

личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение

интерактивных

форм

учебной

работы

—

интеллектуальных,

стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая
учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими

одноклассниками,

в

том

числе

с

особыми

образовательными

потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Внеурочная деятельность
Внеурочная
образовательного

деятельность
процесса.

является

Реализация

неотъемлемой

и

воспитательного

обязательной
потенциала

частью

внеурочной

деятельности в школе осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися
курсов, занятий:
курсы,
патриотической,

занятия

исторического

просвещения,

военно-патриотической,

патриотической,

краеведческой,

гражданско-

историко-культурной

направленности;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовноисторическому краеведению;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской

направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и
жанров;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном»
Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного
отношения школьников к своей Родине, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и культуре. Данный курс направлен на формирование внутренней позиции
личности школьника, необходимой для конструктивного и ответственного поведения в
обществе. Ведущая форма деятельности данного внеурочного занятия - беседа с
обучающимися. Также формами организации учебного занятия служат: игра, просмотр
видеоматериалов, работа с интерактивными карточками, работа с аудиоматериалами и
другие. Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных
особенностей обучающихся, цели и задач проводимого занятия.
Содержание занятий затрагивает темы, связанные с традиционными российскими
ценностями, осмыслением исторического опыта, формированием представлений о
достоинстве, чести, правах и свободах человека, культуре здорового образа жизни, ценности
труда, ответственного отношения человека к природе.
Занятия «Разговоры о важном» проводятся еженедельно первым уроком для
обучающихся 1–9 классов, продолжительность курса - 34 часа в год.
Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о
важном» являются классные руководители.
Курсы внеурочной деятельности осуществляются по различным направлениям:
Познавательная деятельность
конкурс юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо» и « Я
- Пешеход 2.0»,

Спортивно-оздоровительная деятельность.
Занятия

внеурочной деятельности и

•

Баскетбол

•

Волейбол

•

ГТО

•

Футбол

•

«Юный футболист» (дошк.)

•

«Крепыш»(дошк.)

дополнительного

образования:

Занятия направлены на физическое развитие школьников, воспитание ценностного
отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, формирование волевых качеств

Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства предусматривает:
планирование и проведение курса внеурочной деятельности, в рамках федерального
проекта «Разговоры о важном»;
инициирование и поддержку участия класса в общешкольных мероприятиях, делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с разными потребностями, давать
им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии; празднования в классе дней
рождения обучающихся, классные «огоньки» и вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, помогающих

освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе;
изучение

особенностей

личностного

развития

обучающихся

класса

через

наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при
необходимости) со школьным психологом;
доверительное

общение

и

поддержку обучающихся

в

решении

проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.),
совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные
беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные

на

формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и воспитания,
предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграцию
воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей-предметников к
участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать детей,
общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях
класса;
организацию и проведение регулярных родительских встреч, информирование
родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, о жизни
класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в установлении конструктивного
взаимодействия и партнерских отношений с учителями, администрацией образовательного
учреждения;
создание и организацию работы родительского актива класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и школе;
проведение в классе праздников, фестивалей, конкурсов, соревнований и т. п.
Основные школьные дела
Реализация воспитательного потенциала МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. НовоПолтавского» предусматривает:

 общешкольные

праздники,

ежегодные

творческие

(театрализованные,

музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими,
региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
 еженедельную церемонию поднятия (спуска) государственного флага Российской
Федерации;
 участие во всероссийских акциях, посвящѐнных значимым событиям в России,
мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных
статусов в общеобразовательной организации, обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своего
района;
 социальные

проекты

в

общеобразовательной

организации,

совместно

разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием
социальных партнѐров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и др. направленности;
 проводимые для жителей города и организуемые совместно с семьями
обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми
событиями для жителей города;
 разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя
комплекс

коллективных

творческих

дел

гражданской,

патриотической,

историко-

краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных
ролях

(сценаристов,

постановщиков,

исполнителей,

корреспондентов,

ведущих,

декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за
приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков
подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает
участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся,

проводятся и анализируются совестно педагогами и обучающимися. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел,
интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый
коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и
взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для детей.
Для этого в школе используются следующие формы работы
На внешкольном уровне:
-

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые

обучающимися и педагогами комплексы дел (социальной, экологической, патриотической
направленностей), ориентированные на преобразование окружающего школы социума:
-

экологические акции «Добрые крышечки», сбор макулатуры,

отработанных батареек в рамках проекта «Экозабота»

-

Международная просветительская акция «Большой этнографический диктант»;

-

Всероссийский форум профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ»;

-

Всероссийский конкурс «Большая перемена»;

-

Общероссийская образовательная акция «Географический диктант»;

На школьном уровне:
•

общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,

музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и
педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
-

мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории страны и города,

-

Праздничная линейка, посвящѐнная Дню знаний,

-

Праздничные концерты, посвящѐнные Дню учителя,

-

Тематические выставки творческих детских работ,

-

Новогодние праздничные представления,

-

Праздник «Посвящение в искусство»,

-

Конкурсы чтецов,

-

Проект «Умелый класс»,

-

Поэтические конкурсы,

-

Проектная и исследовательская деятельность, стендовая защита проектов на

школьном уровне, участие в конкурсах,
-

Праздник Последнего звонка.

-

Праздничная линейка, посвящѐнная Дню знаний,

День самоуправления
-

Театральный фестиваль,

-

Праздник Последнего звонка

«Посвящение в пятиклассники»,
День солидарности в борьбе с терроризмом. Минута молчания «Дети против террора»
-

Классные часы, посвященные Дню танкиста, выпуск стенгазет

-

День танкиста. Встреча с ветеранами, праздничный концерт

-

Заседания Клуба юных дипломатов

-

День Учителя. Праздничный концерт

-

Концерт, посвященный годовщине Битвы под Москвой. Встреча с ветеранами

-

Балы

-

Новогодние представления. Дискотеки. Квесты

-

Общешкольный проект «Рождественские чтения» ,

-

Китайский новый год

-

День защитника Отечества. Встреча с ветеранами. Праздничный концерт

-

Праздничный концерт, посвященный Международному женскому дню

-

День Земли. День Космонавтики

-

День исторического и культурного наследия Москвы

-

День Победы, встреча с ветеранами. Праздничный концерт. Бессмертный полк

школы.
-

День славянской письменности и культуры

Церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации
Церемония поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации является
одним из важнейших воспитательных событий, направленных на формирование чувства

патриотизма

и

гражданственности

у

школьников.

Поднятие

Государственного флага Российской Федерации является почетной обязанностью и
поручается обучающимся, добившимся выдающихся результатов в учебной, научной,
спортивной, творческой деятельности. Порядок проведения Церемонии закреплен
внутренним регламентом МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. Ново-Полтавского».
Подъем флага осуществляется в первый учебный день каждой учебной недели перед первым
учебным уроком. Спуск Государственного флага осуществляется в конце каждой учебной
недели по окончании последнего учебного урока. Церемония Поднятия (спуска)
Государственного флага Российской Федерации реализуется в одном из трех форматов: на
пришкольной территории у флагштока;
Внешкольные мероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнѐрами общеобразовательной организации;
внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности,

организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня с использованием социокультурного пространства
, организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные,

исторические,

экологические

и

другие

походы,

экскурсии,

экспедиции, слѐты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий, российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе

которых

складывается

детско-взрослая

общность,

характеризующаяся

доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.

Работа с родителями
Тема семьи актуальна для человека на протяжении всей его жизни. Именно в семье
человек находит защищенность, душевный комфорт, эмоциональную насыщенность
отношений. Внутрисемейные отношения, уклад жизни семьи - все это отражается на ребенке,
а в дальнейшем на качестве всей его жизни.
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
для

более

эффективного

достижения

цели

воспитания,

которое

обеспечивается

согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.
Родители одновременно выступают в многообразии позиций и социальных ролей:
• как источник родительского запроса к школе на физическое, социальнопсихологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка, эксперт
результатов деятельности образовательной организации;
• как обладатель и распорядитель ресурсов для воспитания и социализации;
• непосредственный воспитатель (в рамках школьного и семейного воспитания).
Условиями результативности работы с родителями обучающихся (законными
представителями) является понимание педагогическими работниками и учет ими при
проектировании и конструировании взаимодействия следующих аспектов:
• ориентация на «партисипативность» (вовлечение родителей в управление
образовательным процессом, решение проблем, участие в решении и анализе проблем,
принятии решений и даже их реализации в той или иной форме, возникающих в жизни
образовательной организации);
• недопустимость директивного навязывания родителям обучающихся взглядов,
оценок, помощи в воспитании их детей (без вербализированного запроса со стороны
родителей), использование педагогами по отношению к родителям методов требования и
убеждения как исключительно крайняя мера;
• наличие границ сотрудничества педагогов с родителями и вероятность конфликта
интересов семьи и школы, умеренность ожиданий активности и заинтересованности
родителей обучающегося в разрешении тех или иных противоречий, возникающих в
процессе образования их ребенка, неэффективность тактики просто информирования
педагогом родителей о недостатках в обучении или поведении их ребенка,
• безальтернативность переговоров как метода взаимодействия педагогов с

родителями,

восприятие

переговоров

как

необходимой

и

регулярной

ситуации

взаимодействия.
Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
целях содействия социализации обучающихся в семье предусматривает содействие в
формулировке родительского запроса образовательной организации, в определении
родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в
реализации цели и задач воспитания и социализации.
В качестве социальных партнеров по направлениям социального воспитания могут
привлекаться педагогические работники иных образовательных организаций, выпускники,
представители общественности, органов управления, бизнес сообщества.
Повышение педагогической культуры родителей

(законных представителей)

обучающихся:
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один
из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания,
поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов,
формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) мы
рассматриваем как одно из ключевых направлений реализации программы духовнонравственного развития и воспитания обучающихся.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической
культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основана на следующих
принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и школы в том числе в определении
основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовнонравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и
реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке
эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным
представителям);
• поддержка

и

индивидуальное

сопровождение

становления

педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

и

развития

• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных
проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
В

системе

повышения

педагогической

культуры

родителей

(законных

представителей) используются различные формы работы, в том числе: родительское
собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая
игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым
столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для
родителей и др.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда в МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. НовоПолтавского» основывается на системе ценностей программы воспитания, является частью
уклада и способом организации воспитательной среды.
Реализация

воспитательного

потенциала

предметно-пространственной

среды

предусматривает:
 оформление

внешнего

вида

здания,

фасада,

холла

при

входе

в

общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
города Москвы (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики субъектов Российской Федерации;
 организацию места проведения церемонии поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
 размещение карт России, карт города Москвы, (современных и исторических,
точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно
оформленных,

в

том

числе

материалами,

подготовленными

обучающимися)

с

изображениями значимых культурных объектов , России, памятных исторических,
гражданских,

народных,

религиозных

мест

почитания,

портретов

выдающихся

государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
 изготовление,

размещение,

обновление

художественных

изображений

(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
 организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового

пространства

позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-патриотической

воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения),
исполнение гимна Российской Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе
«мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной организации или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в
истории

России;

мемориалов

воинской

славы,

памятников,

памятных

досок

в

общеобразовательной организации.
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого
этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию

позитивного

гражданско-патриотического,

духовно-нравственного

содержания, фотоотчѐты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся
и т. п.;
 разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории при общеобразовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего
использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по
благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики

и безопасности.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями предусматривает:
создание и деятельность в школе, в классах родительского сообщества,
участвующего в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительской общественности в Управляющем совете общеобразовательной
организации;
тематические родительские встречи в классах, общешкольные собрания по вопросам
образования и воспитания детей;
родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся
площадку для совместного досуга и общения, родительских гостиных с обсуждением
актуальных вопросов воспитания, круглые столы с приглашением специалистов;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
которых родители могут получать рекомендации по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
родительские форумы, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на
которых, в установленном в образовательной организации порядке, обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие

родителей

в

психолого-педагогических

консилиумах

в

порядке,

предусмотренным локальными нормативными актами образовательной организации,
регламентирующими деятельность психолого-педагогического консилиума;
привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении классных и
общешкольных мероприятий воспитательной направленности;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приѐмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Самоуправление
Обучающиеся имеют право на участие в управлении образовательной организацией в
установленном порядке. Это право обучающиеся могут реализовать через систему
ученического самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала системы ученического самоуправления в

общеобразовательной организации предусматривает:
 организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или др.), избранных обучающимися;
 представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в
процессе управления общеобразовательной организацией;
 защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;
 участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении

и

реализации

рабочей

программы

воспитания,

календарного

плана

воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной
организации.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного
достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
Усчаемноирчееаслкиозеасцаимио.уЭптроавтлое, нчитое вгош
токвоилте иохсукщвезсртовслляоейтсжяисзлнеид.ующим образом.
• через участие в общественно значимых проектах и конкурсах;
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров
(старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах.
• через деятельность актива класса
• через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по
контролю за организацией мероприятия и т.п.
• через деятельность волонтерского отряда «Энергия сердца»;
• организацию благотворительной деятельности;
• через участие в социально-значимых проекта города
•

через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ

школьных и классных дел;
• через работу Совета обучающихся школы для облегчения распространения значимой для
школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, квизов, конкурсов, акций, фестивалей, флешмобов и т.п.);
• через организацию и проведение «Дня самоуправления»

Профилактика и безопасность
Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и
педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных
факторов социальной среды на личность, предупреждение противоправных или других
отклонений в поведении обучающихся.
Основным механизмом профилактики негативных проявлений и социальных рисков
среди обучающихся является воспитательная система образовательной организации –
упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов
воспитания, их деятельности, отношений, освоения среды), взаимодействие и интеграция
которых обуславливает наличие у образовательной организации (и всех ее структурных
подразделений) способности обеспечивать безопасную и комфортную образовательную
среду, целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребенка.
Профилактическая

деятельность

в

образовательной

организации

является

неотъемлемой частью воспитательной деятельности и предусматривает:
 обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся;
 разработку и реализацию программ и проектов профилактической направленности
с участием социальных партнеров (антинаркотические, антиалкогольные, против курения;
безопасность

в

цифровой

среде;

профилактика

вовлечения

в

деструктивные

группы/сообщества/объединения/движения, в том числе в социальных сетях; безопасность
дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная
безопасность;

гражданская

оборона;

антитеррористическая,

антиэкстремистская

безопасность и т. д.);
 разработку и реализацию профилактических программ и проектов, направленных
на развитие у обучающихся навыков ассертивности и стрессоустойчивости, освоение и
расширение репертуара позитивных способов самопознания и самореализации.
 организацию деятельности педагогического коллектива по раннему выявлению
детей «группы риска», в том числе детей, находящихся в социально опасном положении
и/или трудной жизненной ситуации, с целью оказания им своевременной и адресной
социально-психолого-педагогической помощи (в т.ч. с привлечением межведомственных
ресурсов;
 организацию командной работы по оказанию комплексной педагогической и
социально-психологической поддержки обучающимся «группы риска» при участии
педагогов-психологов,

социальных

педагогов,

классных

руководителей,

предметников, родителей (законных представителей) с привлечением (в случае

учителей-

необходимости,

в

установленном

порядке)

работников

социальных

служб,

правоохранительных органов, органов опеки и т.д.
В рамках модуля особое внимание уделяется правовому воспитанию, формированию
антикоррупционного мировоззрения, формированию активной жизненной позиции по
негативному отношению к противоправным и коррупционным проявлениям.
Профилактика детской дорожной безопасности.
Профилактика

детского

дорожно-транспортного

травматизма

(ДДТТ)

-

целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и
устранению

причин

и

условий,

способствующих

дорожно-транспортным

происшествиям, в которых погибают и получают травмы обучающиеся.
Основные задачи:

 увеличение количества обучающихся, участвующих в мероприятиях по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

 привлечение педагогических кадров к работе по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма;

 учет, анализ и профилактика случаев нарушения обучающимися и воспитанниками
Правил дорожного движения;

 организация деятельности отряда ЮИД;
 организация работы по пропаганде безопасности дорожного движения с
родителями.
Для этого в школе используются следующие формы работы:

 разработка безопасного маршрута в школу,
 тематические , игры, соревнования, конкурсы, викторины,
 практические занятия по правилам дорожного движения,
 тематические беседы и классные часы, инструктажи,
 участие в районных олимпиадах и конкурсах, в т.ч. дистанционно,
 внеклассные мероприятия с обучающимися по основам безопасного поведения на
улицах и дорогах, соблюдению правил дорожного движения,

 инструктажи, беседы, классные часы,
 внеклассные мероприятия на тему с использованием метода проектирования,

который. позволяет организовать общение с учащимися на новом уровне, создать
атмосферу делового сотрудничества и приобщить учащихся к решению
существующих проблем, позволяет учащимся самоутвердиться, получать новые
знания. В процессе реализации проекта они изготавливают плакаты, листовки,
памятки, инструкции, рекомендации, компьютерные презентации.
Профилактика пожарной безопасности.
Профилактика пожарной безопасности (ПБ) – комплекс мер, направленный на то,
чтобы минимизировать вероятность возникновения пожара, уметь действовать при
пожаре, а также исключить факторы, которые его вызывают.

 тематические игры, соревнования, конкурсы, викторины,
 практические занятия по пожарной безопасности,
 профилактические беседы и классные часы,
 участие в конкурсах, в т.ч. дистанционно,
 практикум «Пожарная эвакуация»,
 участие в городском конкурсе детского творчества «Огонь-друг, огонь- враг»
 практикум «Пожарная эвакуация»,
Профилактика

экстремизма

и

терроризма направлена

на воспитание

у

обучающихся уважительного отношения ко всем людям всего мира, вне
зависимости от национальности, религии, социального и имущественного
положения; воспитание культуры межнационального согласия и уважения;
создание психологические безопасной поддерживающей, доброжелательной среды
в

образовательной

организации,

исключающей

проявления

агрессии,

психологического и физического травмированы; формирование уважительного
отношения к ценностям, историческому и культурному наследию России как
многонационального

и

многоконфессионального

государства;

расширение

возможностей для проявления социальной, творческой активности детей и
молодежи, занятий спортом;
Основные задачи профилактики экстремизма в образовательной среде:

 формирование

у

обучающихся

террористической деятельности;

знаний

о

сущности

экстремистской

и

 повышение правовой культуры обучающихся, родителей и педагогов;
формирование основ знаний об ответственности за совершение преступлений
экстремистского и террористического характера;

 развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при
поступлении угрозы

террористических

актов; формирование

навыков

противодействия экстремизму и терроризму;

 формирование

ценностных ориентиров личности,

гражданского

сознания;
Исходя из задач в школе работа организована по следующим направлениям:

 информирование

обучающихсяоб

экстремизме,

об

опасности

экстремистских организаций;

 разъяснение

мер

ответственности

родителей

и

обучающихсяза

правонарушения экстремистской направленности;

 формирование толерантности
компетентности,

прежде

у

всего

подростков,

повышение

способности

к

их

слушанию,

социальной
сочувствию,

состраданию;

 снижение у обучающихся предубеждений и стереотипов в сфере
межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей,
творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых
игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в
повседневном общении, ведению переговоров;

 формирование у обучающихся понимания ценностей разнообразий и
различий, уважения достоинства каждого человека.

 создание условий для снижения агрессии, напряженности.
Для этого в школе используются следующие формы работы:

 классные часы и

линейки

«День солидарности в

борьбе

стерроризмом»;

 тематические беседы и классные часы по действиям в случае угрозы
террористического акта,

 просмотр и обсуждение тематических видеороликов;

 профилактические неделя противодействию идеологии терроризма и экстремизма;
 проведению

занятий «Профилактика социальных рисков»

 тематические

классные

часы

 встречи с сотрудниками правоохранительных органов;
 просмотр и обсуждение тематических фильмов и видеороликов;

 раздача

памяток,

буклетов

антитеррористической

и

антиэкстремистской

направленности.
Профилактика правонарушений, правовое и антикоррупционное воспитание.
Правовое

воспитание

-

воспитательная

деятельность

школы,

семьи,

правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и
навыков, и привычек правомерного поведения обучающихся.
Необходимость организации правового воспитания обучающихся обусловлена
развитием

правового

государства,

существование

которой

немыслимо

без

соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой
системы,

необходимостью

неграмотности.

Важно

преодоления

сформировать

у

правового

нигилизма

обучающихся

и

личностных

правовой
качеств,

необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в
обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
помочь учащимся приобрести знания о нормах и правилах поведения в обществе,
социальных ролях человека.
Модель профилактической работы предусматривает определение «зон риска»
(выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников
опасений – групп и лиц, объектов и т. д.), разработку и реализацию комплекса
адресных мер, используются возможности профильных организаций – медицинских,
правоохранительных, социальных и т. д. В ученическом классе профилактическую
работу организует классный руководитель.

СоциР
ал
еаьлниозеацпиаяртнвѐорсп
стивтоа
тельного потенциала социального партнѐрства школы при соблюдении требований
законодательства Российской Федерации предусматривает:
 участие представителей организаций-партнѐров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей

программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей,
государственные, городские, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
 участие представителей организаций-партнѐров в проведении отдельных уроков,
внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей

тематической

направленности;
 проведение

на

базе

организаций-партнѐров

отдельных

уроков,

занятий,

внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
 проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнѐров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, района, города, страны;
 реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами

с

организациями-партнѐрами

благотворительной,

экологической,

патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Профориентация
Совместная

деятельность

педагогических

работников

и

обучающихся

по

направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику и
консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб
обучающихся. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы школы
предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные

игры

(симуляции,

деловые

игры,

квесты,

кейсы),

расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных

парков,

лагерей,

дней

открытых

дверей

в

организациях

профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации

профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящѐнных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских и московских профориентационных проектов:
«Профессиональное обучение без границ»,
индивидуальное психолого-педагогическое консультирование обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими
будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включѐнных в обязательную часть образовательной программы в рамках компонента,
внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Управление воспитательной работой обеспечивается кадровым составом, включающим
руководителя образовательной организации, заместителя директора по воспитанию,
непосредственно курирующего данное направление, советника директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями,педагогов-организаторов,
специалистов
педагоги,),

психолого-педагогической
классных

педагогических

руководителей,

работников.

службы

(педагоги-психологи,

воспитателей

Функционал

дошкольных

работников

социальные

групп,

иных

регламентируется

профессиональными стандартами, должностными инструкциями и иными локальными
нормативными актами образовательной организации по направлениям деятельности.
Педагог являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и
гражданского личностного поведения. В школе создано методическое объединение

классных руководителей, которое помогает учителям школы разобраться в нормативноправовой базе в потоке информации, обеспечивающей успешный воспитательный процесс
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам духовнонравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в реализации
рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
–

сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на работу

педагогических работников (работа школы наставничества);
–

индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе и

по вопросам классного руководства);
–

контроль оформления учебно-педагогической документации;

–

проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим

проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
–

участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам

воспитания;
–

участие

в

работе городских

и

региональных

методических

объединений представление опыта работы школы.
В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо
установить одну важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем
другим ценностям — ценность Учителя.

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся МКОУ «ООШ им. И. Радченко с. Ново-Полтавского»
способствует формированию уобучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекает их в совместную деятельность в воспитательных
целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строитсяна принципах:
 публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);

 соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни школы, качеству
воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и существующей в укладе
школы;
 прозрачности

правил

поощрения

(наличие

положения

о

награждениях,

неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулировании частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно большие группы поощряемых и т. п.);
 сочетании

индивидуального

и

коллективного

поощрения

(использование

индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как

индивидуальную,

так

и

коллективную

активность

обучающихся,

преодолевать

межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награду);
 привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей)

обучающихся,

представителей

родительского

сообщества,

самих

обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонние организации, их статусных представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые. Инструментом, способствующим
выявлению

обучающихся

с

высокими

образовательными

результатами,

является

электронное портфолио учащегося на платформе Московской электронной школы.
Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся
на

уровнях

начального

общего,

основного

общего

образования,

установленных

соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МКОУ «ООШ им. И.
Радченко с. Ново-Полтавского» является ежегодный самоанализ воспитательной работы с
целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при
необходимости)внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
 взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
 приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение,
прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как: сохранение уклада
школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, характер отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными
представителями);
 развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование
результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических

работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, планирования
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной
деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
распределѐнная ответственность за результаты личностного развития обучающихся.
Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как
организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими
социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом
получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития
обучающихся является педагогическое наблюдение.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся,
актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими

работниками,

представителями

совета

обучающихся.

Результаты

обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или
педагогическом совете.
К обсуждению предлагаются вопросы качества:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
 организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;

 создания и поддержки предметно-пространственной среды;
 взаимодействия с родительским сообществом;
 работы Клуба юных дипломатов;
 деятельности ученического самоуправления;
 деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнѐрства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
 работы школьного спортивного клуба;
 работы школьного театра;
 работы волонтерского отряда «Жар-птица»
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом в школе.
Ожидаемые конечные результаты
1.

Совершенствование

статуса

конкурентноспособного

образовательного

учреждения, обеспечивающего становление личности выпускника, способной при любых
неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление
к взаимодействию в традициях русской православной культуры через расширение
содержания, форм организации воспитательной системы школы посредством интеграции с
социальными партнерами, системой дополнительного образования.
2.

Совершенствование

системы

социально–педагогической

поддержки,

обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения через внедрение
современных

воспитательных

технологий,

применение

эффективных

механизмов

социализации, формирования здорового образа жизни на основе духовно-нравственных
принципов воспитания.
3.

Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью

которого является личность ребенка, приобщение его к истинным ценностям, формирование
нового знания, ориентированного на умение при любых неблагоприятных условиях
сохранять уважение друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в
традициях русской культуры.
К рабочей программе воспитания прилагается ежегодный календарный план
воспитательной работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».