Рассмотрено и согласовано на заседании педагогического совета протокол от 29.08.2023 г. Утверждено приказ № 143/3 од от 31.08.2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ I. Общие положении 1. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательной школы (далее школа), участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса бесплатное пользование библиотечно информационными ресурсами. 2. Деятельность библиотеки (далее - школьная библиотека) отражается в уставе школы. 3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных образовательных программ. 4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы. 5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы. 6. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно - информационного обслуживания библиотеки. 7. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями. II. Основные задачи 9. Основными задачами школьной библиотеки являются: а) обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 10. Для реализации основных задач библиотека: а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; пополняет фонд информационными ресурсами сети интернет: б) создает информационную продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием, и здоровьем детей; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам темам; - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; - осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом; - способствует проведению занятий информационной культуры; д) осуществляет дифференцированное библиотечно информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся; - удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; - консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; - консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. Организация деятельности библиотеки 11. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по предметам. 12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 14. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку: - гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов; - необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности помещения, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; - ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; - библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 15. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования имущества и имущества библиотеки. 16. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно- методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы В соответствии с уставом школы. 17. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. V. Управление. Штаты 18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы. 19. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 20. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 21. Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить В состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 22. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; б) планово -отчетную документацию; в) технологическую документацию. 23. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется уставом школы. 24. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь. 25. Трудовые отношения работников школьной библиотеки образовательной организации регулируются трудовым договором, условия которого не должно противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права обязанности библиотеки 26. Работники школьной библиотеки имеют право: а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; д) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами; e) быть представленными к различным формам поощрения; ж) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 27. Работники библиотек обязаны: а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; в) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категории пользователей; г) совершенствовать информационно-библиографическое библиотечное обслуживание пользователей; д) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; e) обеспечивать режим работы школьной библиотеки; ж) отчитываться в установленном порядке перед директором школы; з) повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 28. Пользователи библиотеки имеют право: а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах: б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации: г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; д) продлевать срок пользования литературы; e) получать тематические, фактографические, уточняющие библиографические справки на основе фонда библиотеки; ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 29. Пользователи школьной библиотеки, их родители или законные представители обязаны: а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой: б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; в) поддерживать порядок расстановки литературы! В открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотека; г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; д) убедиться при получении литературы в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный экземпляр (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов); ж) возвращать литературу в школьную библиотеку в установленные сроки; з) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 29.1. За утрату несовершеннолетними читателями произведений печати из библиотечных фондов или причинение им неисполнимого вреда ответственность несут родители (законные представители) или поручители. 30. Порядок пользования школьной библиотекой: а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту; б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой. является читательский формуляр; г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю литературы из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 31. Порядок пользования абонементом: а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий нe более двух документов одновременно; б) максимальные сроки пользования литературой: - учебники, учебные пособия- учебный год; - научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней; - периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней; в) пользователи могут продлить срок пользования литературы, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 32. Порядок пользования читальным залом: а) книги, предназначенные для работы в читальном зале. на дом не выдаются: б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы читальном зале; 33. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы в присутствии сотрудника библиотеки; б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. Приложение 1 ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ 1. Общие положении 1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя являются основой для разработки и утверждения директором учебного заведения правил пользования библиотекой. 2. Организация обслуживания читателей 2.1. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют учащиеся и сотрудники школы. 2.2. К услугам читателей предоставляются: - фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы для учащихся, методической, научно-педагогической, справочной литературы, мультимедийные ресурсы; - книги, газеты, журналы, CD-ROM, DVD, VHS; - справочно-библиографический аппарат; каталоги, картотеки, справочно-библиографический фонд, рекомендательные списки литературы; - индивидуальные, групповые, массовые формы работы с читателями. 2.3. Библиотека обслуживает читателей: - на абонементе (выдача произведений печати отдельным читателям на дом); - в читальном зале; 2.4. Режим работы! библиотеки: понедельник - пятница с 800 до 1600 часов. Один раз в месяц - санитарный день, в который читатели не обслуживаются. Читатели обслуживаются на переменах и после уроков. 3. Права, обязанности и ответственность читателей. 3.1. Читатель имеет право: - иметь свободный доступ к художественной литературе и частично свободный доступ к библиотечным фондам и фонду мультимедиаресурсов; - получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные издания; - получать консультационную и практическую помощь в поиске и выборе произведений печати и других источников информации; - использовать справочно-библиографический аппарат (каталоги, картотеки) на традиционных и машиночитаемых носителях; - пользоваться справочно-библиографическим и информационным обслуживанием; - получать библиотечно-библиографические и информационные знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой, информацией; 3.2. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой. 3.3. Требовать конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых ими материалов. 3.4. Обжаловать действия библиотечных работников, ущемляющих его права, у директора ОУ. 4. Порядок пользования библиотекой: 4.1. Обучающиеся школы записываются в библиотеку в индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники школы и родители - по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность. 4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр установленного образца. Формуляр читателя является документом, удостоверяющим факт и дату выдачи читателю книг из фонда и приема их библиотечным работником. 4.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в формуляре читателя. 4.4. На дом художественные книги выдаются читателям сроком на 14 дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников) не должно превышать 3 (трѐх). Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный экземпляр нет спроса со стороны других читателей. 4.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения. 4.6. Очередная выдача книг из фонда библиотеки читателю производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования которыми истек. 4.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры справочных изданий на дом не выдаются. 4.8. Число книг из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах библиотеки, не ограничивается. 5. Ответственность и обязанности читателей. 5.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов. 5.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся за ним документы из фонда в библиотеку 5.3. Читатель обязан: - возвращать взятые им книги из фонда в установленный библиотекой срок; - не выносить из помещения библиотеки книги без записи в принятых библиотекой формах учета; - бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах пометок, подчеркивая, не вырывать и не загибать страницы); - соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать расстановки книг на полках открытого доступа к фонду фонду; порядок - при получении книг из фонда читатель обязан тщательно их просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки; 5.4. Читатель, утерявший экземпляр из фонда библиотеки или нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой равнозначным. 5.5. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут быть лишены права пользования на срок до 1 года. За особые нарушения, предусмотренные действующим законодательством, читатели несут административную ответственность. 6 Порядок пользования залом 6.1. Книги, предназначенные для работы в читальном зале на дом не выдаются; 6.2. Энциклопедии, справочники, редкие и ценные издания выдаются только для работы в читальном зале; 6.3. Количество изданий, ограничивается. пользователь в читальном зале не 7. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей 7.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления месте. Которыми пользователь работает 7.2. Создавать благоприятные условия для работы читателей библиотеке. 7.3. Не использовать сведения о читателях, их интересов в иных целях, кроме научных и библиотечно-производственных. 7.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов В фонде. 7.5 Обеспечивать оперативное и качественное обслуживание читателей с учетом их запросов и потребностей. Вести консультационную работу, оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий. 7.6. Проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и информационных знаний. 7.7. Обеспечить сохранность и рациональное использование библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов. 7.8. Проводить мелкий ремонт книгу привлекая к этой работе читателей 7.9. Предоставлять читателям возможность пользования каталогам, картотеками, библиографическими И информационными материалами 7.10. Систематически информировать читателей О вновь поступивших документах. 7.11. Систематически следить своевременным возвратом библиотеку книг из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.