МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им. И. РАДЧЕНКО с. НОВО-ПОЛТАВСКОГО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Функциональная грамотность» (1-4 классы) на 2023 – 2024 учебный год 1. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии: -с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требованиями к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоста-вители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результатов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS): – недостаточно владеют смысловым чтением; – не справляются с задачами на интерпретацию информации; – затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения; – не умеют высказывать предположения, строить доказательства. Поэтому программа начинает формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс): 1 класс – 33 часа 2-4 классы – по 34 часа 1. Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 2 класс Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждѐнные деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мѐдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. 3. Планируемые результаты освоения курса Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительныерезультаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которыхвыявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по ма-тематике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 4.1. Тематическое планирование Кол-во № НаименоваВоспитательные задачи Цифровой ресурс часов п/п ние разделов ЧитательВоспитание уважительного 1. 8 Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciyaская отношения к вечным ценноkursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vграмотность стям человека. yak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klassПривитие любви и уважения 88519.html к Отечеству, его языку, кульУроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков туре. Формирование осознаhttp://km-school.ru/r1/Nachalka.asp ния себя как члена общества, Учи. Ру представителя страны. https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ Финансовая Овладение начальными 7 2. Инфоурок грамотность навыками адаптации в мире https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursuфинансовых отношений. funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-vФормирование умения сопоburyak-na-temu-kalcij-3-klassставления доходов и расхо6188522.html дов, простые вычисления в Математическая мастерская области семейных финансов. https://www.klass39.ru/reshaemОсознание личной ответlogicheskie-zadachi-1-4-klass/ ственности за свои поступки. 6)Учительский портал: Представлены ЕстествеВоспитание культуры обще10/ 3. уроки, тесты, презентации, внеклассные нно-научния. 9ч ная Формирование умения слу1 кл. мероприятия, интерактивная доска, компьютерные программы грамотность шать и слышать собеседника, http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 размышлять вслух, обосноОбразовательная соцсеть вывать свою позицию выскаnsportal https://nsportal.ru/nachalnayaзывать свое мнение, быть гоshkola/matematika/2021/03/20/metodichesk товым корректировать свою aya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. МатематиВоспитание толерантного от9 4. ческая ношения к окружающим. грамотность Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Итого 34 часа / 33 часа в 1 классе № 1 Тема раздела 2 «Читательская грамотность» 8 часов 3 4.2 Календарно-тематическое планирование 1 класс Тема урока Содержание сказки Виталий Бианки. Качество: осторожность, предусмотриЛис и мышонок тельность. Русская народная сказка. Качество: Мороз и заяц выносливость, упорство. Владимир Сутеев. Качество: Живые грибы трудолюбие. 4 Геннадий Цыферов. Качество: вежливость, умение признаПетушок и солнышко вать свои ошибки. 5 Михаил Пляцковский. Дружба, жадность. Урок дружбы 6 Грузинская сказка. Качество: смекалка, находчивость, хитЛев и заяц рость, глупость. 7 Русская народная сказка. Качество: смекалка, находчивость, хитКак лиса училась летать рость, глупость. 8 Евгений Пермяк. Семейные Четыре брата ценности. Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 9 За покупками Цена, товар, спрос. 10 Находчивый Колобок Деньги, цена, услуги, товар. «Финансовая 11 Цена, стоимость, сдача, сбережения. День рождения грамотность» Мухи-Цокотухи 8 часов Буратино и карманные Карманные деньги, необходимая по12 деньги купка, желаемая покупка. 13 Реклама. Кот Василий продаѐт молоко 14 Лесной банк Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. 15 Как мужик и медведь приЦена, ценность, товар, спрос. быль делили 16 Как мужик золото менял Услуга, равноценный обмен, бартер. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчѐтов Как Иванушка хотел по17 Вода, свойства воды. пить водицы «Естественно 18 Пятачок, Винни-Пух и воз- Воздушный шарик, воздух. научная душный шарик грамотность» 19 Про репку и другие корнеКорнеплоды. 9 часов плоды 20 Плывѐт, плывѐт кораблик Плавучесть предметов. Про Снегурочку и превра21 Три состояния воды. щения воды 22 Как делили апельсин Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. 23 Крошка Енот и Тот, кто си- Зеркало, отражение, калейдоскоп. дит в пруду 24 Иванова соль Соль, свойства соли. 25 Владимир Сутеев. Яблоко Яблоко. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания 26 «Математическая Про курочку Рябу, золотые Счѐт предметов, составление и решение и простые яйца выражений, задачи. Многоугольники. грамотность» 8 часов 27 Про козу, козлят и капусту Счѐт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. 28 Про петушка и жерновцы Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. 29 Как петушок и курочки де- Разложение числа 10 на два и три слагаемых. лили бобовые зѐрнышки Увеличение числа на несколько единиц, 30 Про наливные яблочки сложение и вычитание в переделах 20. 31 Про Машу и трѐх медведей Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы. 32 Про старика, старуху, волка Задачи на нахождение части. и лисичку Состав числа 12. Про медведя, лису и Задачи на нахождение суммы. 33 мишкин мѐд Состав чисел второго десятка. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Итого 33 часа класс 2 № Тема раздела 1 2 «Читательская грамотность» 9 часов Тема урока Содержание сказки Михаил Пришвин. Беличья память И. Соколов-Микитов. В берлоге Различия научно-познавательного и художественного текстов. Содержание рассказа. Отличия художественного, научно-познавательного и газетного стилей. Содержание рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного текстов. Содержание рассказа 3 Лев Толстой. Зайцы 4 Николай Сладков. Весѐлая игра Обыкновенные кроты Эдуард Шим. Тяжкий труд Полевой хомяк Про бобров 5 6 7 8 Содержание научно-познавательного текста. Содержание художественного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание текста, текст-описание. Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. 10 Беличьи Бумажные и металлические деньги, деньги рубль, копейка. «Финансовая 11 Повреждѐнные и фальшиНаличные деньги, средства защиты буграмотность» вые деньги мажных денег, повреждѐнные деньги. 8 часов 12 Банковская карта Банковская карта. Безопасность Правила безопасности при использова13 денег на нии банковских карт. банковской карте 14 Про кредиты Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. 15 Про вклады Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. 16 Ловушки для денег Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. 17 Такие разные деньги Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчѐтов. 18 Про белочку и погоду Наблюдения за погодой. «Естественно 19 Лесные сладкоежки Медонос, настоящий и искусственный научная мѐд грамотность» 20 Про Зайчишку и овощи Морковь, огурец, помидор, свѐкла, капу9 часов ста. 21 Лисьи норы Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. 22 Корень – часть растения Корень. Виды корневых систем. Видоизменѐнные корни. 23 Яблоко, свойства яблока. Занимательные особенности яблока 24 Про хомяка и его запасы Горох, свойства прорастания гороха. 25 Материал для плотин Строение древесины дерева, определение возраста дерева. 26 Позвоночные животные Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; 9 Позвоночные животные – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познния. Сложение одинаковых слагаемых, реше27 Про беличьи запасы ние задач. 28 «Математическая Медвежье Столбчатая диаграмма, таблицы, логичеграмотность» потомство ские задачи. 8 часов Единицы измерения времени: сутки, 29 Про зайчат и зайчиху часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. Решение логических задач с помощью 30 Лисьи забавы таблицы; столбчатая диаграмма, чертѐж. 31 Про крота Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 32 Про ежа Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. Про полевого 33 Решение выражений, столбчатая и кругохомяка вая диаграммы, именованные числа, четырѐхугольники. 34 Бобры-строители Диаметр, длина окружности, решение практических задач. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Итого 34 часа 3 № 1 Тема раздела класс Тема урока Про дождевого червяка Содержание сказки Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. «Читательская 2 Кальций Содержание научно-познавательного текграмотность» ста. 8 часов 3 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 4 Хлеб – всему голова Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 5 Про мел Главная мысль текста. Содержание текста. 6 Про мыло Содержание научно-познавательного текста. 7 История свечи Содержание научно-познавательного текста. 8 Магнит Содержание научно-познавательного текста. Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. 9 Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, дефицит, профицит. «Финансовая 10 Семейный бюджет Семейный бюджет, доходы и расходы. грамотность» 11 Откуда в семье берутся Понятие заработной платы, виды зар9 часов деньги? Зарплата платы. 12 Откуда в семье берутся Пенсия, досрочная пенсия, пособия для деньги? Пенсия и социаль- разных категорий граждан. ные пособия 13 Откуда в семье берутся Наследство, вклад, выигрыш. деньги? Наследство, вклад, выигрыш 14 На что тратятся семейные Классификация расходов по различным деньги? Виды расходов основаниям. 15 На что тратятся семейные Виды обязательных платежей. деньги? Обязательные платежи 16 Экономия семейного бюджета. Как сэкономить семейные деньги? 17 Практическая работа. Составление бюджета семьи. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. 18 Дождевые черви Дождевые черви «Естественно 19 Полезный кальций Кальций научная 20 Про облака Облака грамотность» 21 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. 9 часов 22 Интересное вещество – мел Мел. 23 Мыло Чем интересно мыло и как оно «работает» 24 Про свечи Свеча 25 Волшебный магнит Магнит 26 Проектная деятельность Представление проектной работы Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 27 Расходы и доходы бюджета Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. «Математическая 28 Планируем семейный бюд- Доходы и расходы в семейном бюджете. грамотность» жет 8 часов 29 Подсчитываем семейный Семейный доход в таблице, на диадоход грамме. 30 Пенсии и пособия Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Подсчитываем расходы 31 32 Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. Обязательные и непредвиденные расходы. Обязательные платежи Расходы на обязательные платежи 34 Подсчитываем сэкономлен- Экономия семейного бюджета. ные деньги Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Итого 34 часа 33 4 № 1 Тема раздела 2 «Читательская грамотность» 8 часов 3 4 5 6 класс Тема урока Старинная женская одежда Старинные женские головные уборы Старинная мужская одежда и головные уборы Жилище крестьянской семьи на Руси (2 часа) Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы История посуды на Руси Содержание сказки Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. Содержание научно-познавательного текста. 8 Какие деньги были раньше Содержание научно-познавательного в России текста. Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. 9 Потребительская корзина Состав потребительской корзины. (2 часа) 10 11 Прожиточный минимум Назначение прожиточного минимума. «Финансовая 12 Инфляция Инфляция. грамотность» 13 Распродажи, скидки, боАкции, распродажа, скидки, бонусы, 9 часов 14 нусы (2 часа) кешбэк. 15 Благотворительность Благотворительность. 16 Понятия по финансовой грамотности, Составляем словарик по изученные в 1-4 классах. финансовой грамотности 17 (2 часа) Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: 7 – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. 18 Томат Томат. 19 Болгарский перец Болгарский перец. «Естественно 20 Картофель Картофель. научная Баклажан. Семейство Пас21 Баклажан. грамотность» лѐновые 9 часов 22 Лук Лук. 23 Капуста Капуста. 24 Горох Горох. 25 Грибы Грибы. 26 Проектная работа Проектная работа Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 27 В бассейне Расписание занятий, выгодная покупка. 28 «Математическая Делаем ремонт Смета ремонта, расчѐт стоимости строиграмотность» (2 часа) 29 тельных материалов. 8 часов 30 Праздничный торт Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». 31 Обустраиваем участок Расходы на обустройство участка, площадь и периметр 32 Поход в кино Расходы на поход в кино. (2 часа) 33 Отправляемся 34 Расходы на путешествие. в путешествие Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Итого 34 часа Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/ Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/ Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/ Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/ Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoygramotnosti/ Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение») Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ) ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» 2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/). 3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования». 4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран. Для преподавания курса может использоваться учебно-методический комплекс: - Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с. - Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с. - Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с. - Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с. - Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват.орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с. - Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56.