Положение о школьной библиотеки (1)

Рассмотрено и согласовано
на заседании педагогического совета
протокол от 29.08.2023 г.

Утверждено
приказ № 143/3 од от 31.08.2023 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
I. Общие положении
1.
Библиотека
является
структурным
подразделением
общеобразовательной школы (далее школа), участвующим в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного
процесса
бесплатное
пользование
библиотечно
информационными ресурсами.
2. Деятельность библиотеки (далее - школьная библиотека) отражается
в уставе школы.
3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания образовательных программ, их адаптация
к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего
освоения образовательных образовательных программ.
4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации,
инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации, уставом
школы, положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
5. Порядок пользования источниками информации, перечень основных
услуг и условия их предоставления определяются Положением о школьной
библиотеке и Правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы.
6. Школа несет ответственность за доступность и качество
библиотечно - информационного обслуживания библиотеки.
7. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
9. Основными задачами школьной библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса —
обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным
представителям) обучающихся (далее — пользователям) - доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно информационных ресурсов школы на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
III. Основные функции
10. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и
научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
пополняет фонд информационными ресурсами сети интернет:
б) создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный,
систематический),
картотеки
(систематическую
картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
- организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса
знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием, и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в

области педагогических инноваций и новых технологий;
содействует профессиональной компетенции, повышению
квалификации, проведению аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых
носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры
новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по
вопросам управления образовательным процессом;
- способствует проведению занятий информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся;
- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит
с информацией по воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
11. Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент,
читальный зал, отдел учебников и отдел методической литературы по
предметам.
12. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
14.
В целях обеспечения модернизации библиотеки
в
условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых
учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечноинформационных ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности
эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности помещения,
запыленности
помещения,
коррозионно-активных
примесей
или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования
библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
15. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования
имущества и имущества библиотеки.
16. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с

федеральными перечнями учебников и учебно- методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы В
соответствии с уставом школы.
17. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим
библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего
распорядка школы.
V. Управление. Штаты
18. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и уставом школы.
19. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки
осуществляет директор школы.
20. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь,
который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом
и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности школьной
библиотеки
в
соответствии
с
функциональными
обязанностями,
предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и
уставом школы.
21. Библиотекарь назначается директором школы, может являться
членом педагогического коллектива и входить В состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
22. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на
утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово -отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
23. Порядок комплектования штата школьной библиотеки
регламентируется уставом школы.
24. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной
библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой,
библиотекарь.
25. Трудовые отношения работников школьной библиотеки
образовательной организации регулируются трудовым договором, условия
которого не должно противоречить законодательству Российской Федерации о
труде.
VI. Права обязанности библиотеки
26. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного воспитательного процессов в
соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о
школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия,
уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;

в) рекомендовать источники комплектования информационных
ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными
нормативными актами;
e) быть представленными к различным формам поощрения;
ж) участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
27. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых
библиотекой услуг;
в) формировать фонды в соответствии с утвержденными
федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами
школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше
категории пользователей;
г)
совершенствовать
информационно-библиографическое
библиотечное обслуживание пользователей;
д) обеспечивать сохранность использования носителей информации,
их систематизацию, размещение и хранение;
e) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
ж) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
з) повышать квалификацию.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
28. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах:
б)
пользоваться
справочно-библиографическим
аппаратом
библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации:
г) получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания и другие источники информации;
д) продлевать срок пользования литературы;
e)
получать
тематические,
фактографические,
уточняющие
библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы.
29. Пользователи школьной библиотеки, их родители или законные
представители обязаны:

а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой:
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки литературы! В открытом
доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотека;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в
помещении библиотеки;
д) убедиться при получении литературы в отсутствии дефектов, а при
обнаружении
проинформировать
об
этом
работника
библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет
последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный
экземпляр (исключение: обучающиеся 1 - 4 классов);
ж) возвращать литературу в школьную библиотеку в установленные
сроки;
з) полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении
срока обучения или работы в школе.
29.1. За утрату несовершеннолетними читателями произведений
печати из библиотечных фондов или причинение им неисполнимого вреда
ответственность несут родители (законные представители) или поручители.
30. Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по
списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в
индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей)
обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится
ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой.
является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
литературы из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
31. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных
изданий нe более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования литературой:
- учебники, учебные пособия- учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14
дней;

- периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования литературы, если на
них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
32. Порядок пользования читальным залом:
а) книги, предназначенные для работы в читальном зале. на дом не
выдаются:
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в
единственном экземпляре документы выдаются только для работы читальном
зале;
33. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса
производится по графику, утвержденному директором школы в присутствии
сотрудника библиотеки;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным
санитарно-гигиеническим требованиям.

Приложение 1
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКОЙ
1. Общие положении
1.1. Типовые правила пользования школьной библиотекой
регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей
школьной библиотеки, права и обязанности библиотеки и читателя являются
основой для разработки и утверждения директором учебного заведения правил
пользования библиотекой.
2. Организация обслуживания читателей
2.1. Право свободного и бесплатного пользования библиотекой имеют
учащиеся и сотрудники школы.
2.2. К услугам читателей предоставляются:
- фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной
литературы для учащихся, методической, научно-педагогической, справочной
литературы, мультимедийные ресурсы;
- книги, газеты, журналы, CD-ROM, DVD, VHS;
- справочно-библиографический аппарат;
каталоги, картотеки, справочно-библиографический фонд,
рекомендательные списки литературы;
- индивидуальные, групповые, массовые формы работы с читателями.
2.3. Библиотека обслуживает читателей:
- на абонементе (выдача произведений печати отдельным читателям на
дом);
- в читальном зале;
2.4. Режим работы! библиотеки: понедельник - пятница с 800 до 1600
часов.
Один раз в месяц - санитарный день, в который читатели не
обслуживаются. Читатели обслуживаются на переменах и после уроков.
3. Права, обязанности и ответственность читателей.
3.1. Читатель имеет право:
- иметь свободный доступ к художественной литературе и частично
свободный доступ к библиотечным фондам и фонду мультимедиаресурсов;
- получать во временное пользование из фонда библиотеки печатные
издания;
- получать консультационную и практическую помощь в поиске и

выборе произведений печати и других источников информации;
- использовать справочно-библиографический аппарат (каталоги,
картотеки) на традиционных и машиночитаемых носителях;
- пользоваться справочно-библиографическим и информационным
обслуживанием;
- получать библиотечно-библиографические и информационные
знания, навыки и умения самостоятельного пользования библиотекой, книгой,
информацией;
3.2. Принимать участие в мероприятиях, проводимых библиотекой.
3.3. Требовать конфиденциальности данных о нем и перечне читаемых
ими материалов.
3.4. Обжаловать действия библиотечных работников, ущемляющих его
права, у директора ОУ.
4. Порядок пользования библиотекой:
4.1. Обучающиеся школы записываются в библиотеку в
индивидуальном порядке в соответствии со списками классов. Сотрудники
школы и родители - по паспорту или другому документу, удостоверяющему
личность.
4.2. На каждого читателя заполняется читательский формуляр
установленного образца. Формуляр читателя является документом,
удостоверяющим факт и дату выдачи читателю книг из фонда и приема их
библиотечным работником.
4.3. При записи в библиотеку читатель должен быть ознакомлен с
Правилами пользования библиотекой и подтвердить обязательство об их
выполнении своей подписью в формуляре читателя.
4.4. На дом художественные книги выдаются читателям сроком на 14
дней. Количество экземпляров, выданных единовременно (не считая учебников)
не должно превышать 3 (трѐх).
Примечание. Срок пользования может быть продлен, если на данный
экземпляр нет спроса со стороны других читателей.
4.5. Учебная, методическая литература выдается читателям на срок
обучения в соответствии с программой (с обязательной перерегистрацией в
конце учебного года). Литературные произведения, изучаемые по программе
на уроках, выдаются на срок в соответствии с программой изучения.
4.6. Очередная выдача книг из фонда библиотеки читателю
производится только после возврата взятых им ранее, срок пользования
которыми истек.
4.7. Редкие и ценные книги, альбомы, единственные экземпляры
справочных изданий на дом не выдаются.
4.8. Число книг из фонда, выдаваемых для работы с ними в пределах
библиотеки, не ограничивается.
5. Ответственность и обязанности читателей.

5.1. При записи в библиотеку читатель обязан сообщить необходимые
сведения для заполнения принятых библиотекой регистрационных документов.
5.2. При выбытии из школы читатель обязан вернуть все числящиеся
за ним документы из фонда в библиотеку
5.3. Читатель обязан:
- возвращать взятые им книги из фонда в установленный библиотекой
срок;
- не выносить из помещения библиотеки книги без записи в принятых
библиотекой формах учета;
- бережно относиться к библиотечному фонду (не делать в книгах
пометок, подчеркивая, не вырывать и не загибать страницы);
- соблюдать в библиотеке тишину, не нарушать
расстановки книг на полках открытого доступа к фонду фонду;

порядок

- при получении книг из фонда читатель обязан тщательно их
просмотреть и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом
библиотекарю, который обязан сделать на них соответствующие пометки;
5.4. Читатель, утерявший экземпляр из фонда библиотеки или
нанесший ему невосполнимый ущерб, обязан заменить его соответственно
таким же (в том числе копией в переплете) или признанным библиотекой
равнозначным.
5.5. Читатели, нарушившие Правила пользования библиотекой, могут
быть лишены права пользования на срок до 1 года. За особые нарушения,
предусмотренные
действующим
законодательством,
читатели
несут
административную ответственность.
6 Порядок пользования залом
6.1. Книги, предназначенные для работы в читальном зале на дом не
выдаются;
6.2. Энциклопедии, справочники, редкие и ценные издания выдаются
только для работы в читальном зале;
6.3. Количество изданий,
ограничивается.

пользователь в читальном зале

не

7. Обязанности библиотеки по обслуживанию читателей
7.1. Обслуживать читателей в соответствии с Правилами пользования
библиотекой, которые должны быть размещены в доступном для ознакомления
месте. Которыми пользователь работает
7.2.

Создавать благоприятные условия для работы читателей

библиотеке.
7.3. Не использовать сведения о читателях, их интересов в иных целях,
кроме научных и библиотечно-производственных.
7.4. Давать полную информацию читателям о наличии документов В
фонде.
7.5 Обеспечивать оперативное и качественное обслуживание читателей
с учетом их запросов и потребностей. Вести консультационную работу,
оказывать помощь в поиске и выборе необходимых изданий.
7.6. Проводить занятия по основам библиотечно-библиографических и
информационных знаний.
7.7. Обеспечить сохранность и рациональное использование
библиотечных фондов, создать необходимые условия для хранения документов.
7.8. Проводить мелкий ремонт книгу привлекая к этой работе
читателей
7.9. Предоставлять читателям возможность пользования каталогам,
картотеками, библиографическими И информационными материалами
7.10. Систематически информировать читателей О вновь поступивших
документах.
7.11. Систематически следить своевременным возвратом библиотеку
книг из фонда и за выполнением читателями Правил пользования библиотекой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».