Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
им. И. РАДЧЕНКО с. НОВО-ПОЛТАВСКОГО»

Рабочая программа
учебного предмета
«Родной русский язык»
1 - 4 класс
на 2024-2025 учебный год

Составитель:
учитель начальных классов
Болотова А.Ю.

с.Ново-Полтавское 2024

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 1-4 классов составлена
на основе
нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 03.08. 2018г. № 317 – ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки № 373 от 06.10. 2009 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта начального общего
образования» (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки от 26.11.2012
г.№1241).
- Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении
в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» (
зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., зарегистрированный номер 17785)
- Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года. № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373».
- = --- Программы по учебным предметам. Примерный учебный план. 1 – 4 классы, в2 ч.
Комплект «Школа России» Составитель – В. Г. Горецкого, В.А. Кирюшкиной, Л.А.
Виноградской, М.В. Бойкиной, Н.А. Федосовой .: Просвещение/ Учебник, 2017.
-- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 30 августа 2013 года №1015;
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» от 31 марта 2014 г. №253 (с изменениями и
дополнениями);
- Основной общеобразовательной программы
начального образования МКОУ «ООШ им. И.Радченко с. Ново-Полтавского»; - Учебного
плана МКОУ «ООШ им. И.Радченко с. Ново-Полтавского» на 2024/2025 учебный год.
Цель: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие и пространственную
ориентировку, навыки аудирования, говорения и связной речи, моторику руки ребѐнка,
подготовить к чтению и письму.
Задачи:
- Обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
- Членение речи на основные единицы (предложение, слова, слоги, звуки).
----Формирование фонемной ориентировки в слове; определение количества,
последовательности и качества звуков в слове.
- Рисование, штриховка, обводка, печатание букв, письмо элементов букв.
------ Формирование навыков учебной деятельности (внимания, памяти, мышления).

--

Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе федерального
образовательного стандарта нового поколения, Примерной рабочей программы. Для
реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык 2 класс», Москва,
«Просвещение», 2016г

Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану школы и годовому календарному учебному графику
на изучение родного русского языка в 2 классе отводится 0,5 час в неделю, всего 34
недель, 17 часов в год.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются
следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей
(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие,
точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных
произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно
действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к
прочитанному.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая
технология.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в
словаре;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его
методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности
(первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания: фиксировать тему
(заголовок), ключевые слова;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая
технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является
сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать
ударный и безударные слоги;
- делить слова на части для переноса;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с
образцом;
- писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок
слова, где произношение и написание совпадают;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чѐм
говорится в предложении и что говорится;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с
помощью учителя и записывать его.
III. Содержание тем учебного курса
Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки,
волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта:
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа,
плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);
2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлѐбка,
бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;
3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп,
шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда
(например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и
поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов,
имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например,
ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).
Проектное задание: «Почему это так называется?».
Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок
в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в
поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических
замен с учѐтом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.

Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную
образную форму.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых
есть слова с необычным произношением и ударением».
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Секреты речи и текста (4 часа)
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например,
как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебнонаучной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды
ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический
повтор, местоименный повтор.
Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении
музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Тематическое планирование уроков
Содержание

Кол-во
часов

Русский язык: прошлое и настоящее .
Язык в действии
Секреты речи и текста
ИТОГО

34

Кол-во
контроль
ных
работ

Р.р.

-

-

-

-

IV. Календарно-тематическое планирование

№
урока
п\п

№
урока в
разделе

Сроки проведения
Тема урока
Русский язык: прошлое и настоящее ()

1

2

3

4

5

6

7
8
9

10

11

12

13
14

15
16
17

1 По одѐжке встречают… Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше
одевались дети.
2 По одѐжке встречают… Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше
одевались дети.
3 Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в
старину.
4 Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в
старину.
5 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие
предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что
ели в старину.
6 Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие
предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что
ели в старину.
7 Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки.
8 Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки
9 В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю
утварь.
10 В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю
утварь.
11 Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, связанные с традицией
русского чаепития.
12 Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова, связанные с традицией
русского чаепития.
13 Проверочная работа: представление результатов выполнения
проектного задания «Почему это так называется?».
14 Проверочная работа: представление результатов выполнения
проектного задания «Почему это так называется?».
Язык в действии (6 ч)
15 Проверочная работа: представление результатов выполнения
проектного задания «Почему это так называется?».
16 Проверочная работа: представление результатов выполнения
проектного задания «Почему это так называется?».
17 Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного
словарного запаса. Проведение синонимических замен с учѐтом
особенностей текста

план

факт

18

19

20

21
22
23

24

25

25

26

26

27

27

18 Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного
словарного запаса. Проведение синонимических замен с учѐтом
особенностей текста
19 Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских
пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках
общий смысл, но различную образную форму
20 Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских
пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других
народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках
общий смысл, но различную образную форму
21 Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте.
22 Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением
места ударения в поэтическом тексте.
23 Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов
и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и
ударением»
24 Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов
и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и
ударением»
Секреты речи и текста (4 ч)
Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского
речевого этикета.
Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского
речевого этикета.
Учимся связывать предложения в тексте Практическое овладение
средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Учимся связывать предложения в тексте Практическое овладение
средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создаѐм тексты-инструкции и тексты-повествования.

28

28

29

29

30

30

Создаѐм тексты-инструкции и тексты-повествования

31

31

Создаѐм тексты-инструкции и тексты-повествования

32

32

33

33

34

34

Представление результатов выполнения проектных заданий.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи. Проверочная работа.
Представление результатов выполнения проектных заданий.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи. Проверочная работа.
Представление результатов выполнения проектных заданий.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной
речи. Проверочная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».