1. Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность
обучающихся 5-9 классов МКОУ «OОШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского» обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, а также осуществляется в
соответствии с рабочей программой воспитания, реализуемая в единстве урочной и
внеурочной
деятельности,
осуществляемой
организацией,
осуществляющей
образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Внеурочная
деятельность
является
обязательным
компонентом
основной
образовательной программы образовательной организации и организуется в
соответствии со следующими нормативными документами и методическими
рекомендациями:
1.1. Федеральный уровень
1.1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской
Федерации».
1.1.2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 №
993 "Об утверждении Федеральной программы основного общего образования».
1.1.3. Письмо Министерства образования и науки РФ № 09-1672 от 18.08.2017
«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности».
1.1.4. Приказ Министерства просвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
1.1.5. Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О
направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования».
1.1.6. Письмом МОиН РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
1.1.7. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2018 г. №03ПГ-МП42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ
Российской Федерации во внеурочной деятельности».
1.1.8. Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении
методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»).
1.1.9. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
1.1.10. Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности
https://edsoo.ru/download/611?hash=8e684a40980cb4f1c641970114711ecc
1.1.11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20) Санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
1.1.12. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 (далее - СанПин 1.2.3685-21).
1.2. Школьный уровень
1.2.1. Устав МКОУ «OОШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского»
1.2.2. Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в МКОУ
«OОШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского»
1.2.3. Протокол решения Педагогического совета школы от 29.08.2025 № 1, приказ
и.о.директора от 29.08.2025г. №53/1.
2. Реализация плана в соответствии с требованиями ФГОС (общие характеристики)
2.1. Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной
адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности формируется МКОУ «OОШ им. И.Радченко с.НовоПолтавского» с учетом предоставления права участникам образовательных отношений
выбора направления и содержания учебных курсов. При организации внеурочной
деятельности реализуется модель плана с преобладанием учебно- познавательной
деятельности, наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным
предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. Внеурочная
деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и
потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций в МКОУ «OОШ им.
И.Радченко с.Ново-Полтавского».
2.2. Цель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от
форм, используемых преимущественно на урочных занятиях.
2.3. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
ующие:
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и
детьми с ОВЗ;
• установление требований к воспитанию и социализации учащихся на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; •
взаимодействие
образовательного
учреждения
при
реализации
основной
образовательной программы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших
выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования; • организацию интеллектуальных и творческих соревнований,
научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной
социальной среды, школьного уклада;
• включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального
образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
учащихся, обеспечение их безопасности. Внеурочная деятельность обучающихся
осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, рабочей программой воспитания
3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и
включает в себя, в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой
среднего общего образования 5-9 классов в 2025- 2026уч.г.:
• внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ОВЗ;) На внеурочную деятельность по учебным предметам (включая
занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) отводится
еженедельно - от 1 до 2 часов;
• внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества,
в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской
деятельности). На внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности отводится от 1 до 2 часов;
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство,
включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие
глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков. На
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся
еженедельно от 1 до 2 часов;
• внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в
творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом
историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Подготовка
и проведение знаковых мероприятий: мероприятия к праздничным датам, Дням
воинской памяти.
• внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и т. д.; На деятельность ученических сообществ и
воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 1 до 2
часов.
• внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся
в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья
школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики
неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе
взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся) - 1 час.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может
изменяться. Так, например, в 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к
изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе,
а в 8 классе больше часов отводится в связи с организацией предпрофильной
подготовки и т.д. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в
связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем,
возникающих в том или ином ученическом коллективе.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений развития
личности и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности
каждому обучающемуся в объеме до 10 часов в неделю с учетом особенностей ВД в
рамках возможностей МКОУ «OОШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского» и в соответствии
с выбором участников образовательных отношений. Продолжительность занятий
внеурочной деятельности в 5-9 классах составляет 40 минут.
4. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу;
обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч.
практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
В
зависимости
от
конкретных
условий
реализации
основной
общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей
допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах
одного уровня образования. Согласно реализуемых в МКОУ «OОШ им. И.Радченко
с.Ново-Полтавского» программ внеурочной деятельности осуществляются такие формы
организации занятий как:
• практикум
• экскурсии
• предметные кружки
• студии
• исследования
• мини-проекты и проекты
• презентации, выставки творческих работ
• соревнования, конкурсы и олимпиады
• деловые игры, тренинги.
5. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности
осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за
счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на
оказание государственных услуг в рамках нормативов расходов на реализацию
основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ (в
соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования и науки
Российской Федерации по уточнению понятия и содержания ВД в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
№ 09-1672 от 18.08.2017).
6. Внеурочную
деятельность
осуществляют
педагогические
работники
общеобразовательных
организаций,
соответствующие
общим
требованиям,
предъявляемым к данной категории работников. В организации внеурочной
деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений
соответствующей квалификации: педагоги дополнительного образования; учителяпредметники; классные руководители.
7. Реализация плана образовательного учреждения План внеурочной деятельность
основного общего образования обеспечивает соблюдение преемственности программ по
содержанию и уровню результатов с планом ВД НОО.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций,
национальных и этнокультурных особенностей региона.
7.1. Инвариантная часть
7.1.1. Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики
• Внеурочные занятия «Разговоры о важном» - 1 час. Внеурочные занятия
"Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к
своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе
и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном» направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением ж
собственным поступкам.
7.1.2. Внеурочные занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся:
- «Билет в будущее» – 1 час, отводится для обучающихся 7-9 классов,
- Россия-мои горизонты- 1 час, отводится для обучающихся 6-9 классов
образовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидностью. Все виды активности в рамках Профориентационного
минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики,
мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и
ориентированы на разные возрастные группы. Программа курса внеурочной
деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося.
7.1.3. Внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся: •
Основы функциональной грамотности – 1 час для 5-9 классов (читательской,
математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные
курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе
направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности).
7.2. Вариативная часть
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования МКОУ «OОШ им. И.Радченко с.Ново-Полтавского»
в сфере
внеурочной деятельности и может включать в себя 4 составных частей.
● Школьный спортивный клуб- Занятия, направленные на удовлетворение интересов
и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии. Помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов , 2 часа для 5-9 классов
● Школьный театр - Занятия, связанные с реализаций особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся. , 2 часа для 6-9 классов, 3 часа в 5 классе.
● Юнармия- Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся., 1 час для 5-9 классов.
●
«Россия-страна возможностей»-Занятия, направленные на удовлетворение
социальных интересов и потребностей обучающихся., 1 час для 5-9 классов.
Все направления внеурочной деятельности представлены в рабочей программе
воспитания и реализуются через формирование уклада школьной жизни, вовлечение
учащихся в сферу общественной самоорганизации, систему воспитательных
мероприятий. По итогам работы по направлениям проводятся представления
портфолио, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки, защита проектов и их
демонстрация, научно-практические конференции, показательные выступления,
экскурсии и другие формы учета результатов внеурочной деятельности. При разработке
программ по внеурочной деятельности,педагоги руководствуются рекомендациями
Министерства образования.
8.План внеурочной деятельности основного общего образования на 2025-2026
учебный год
Направление
внеурочной
деятельности
Наименован
ие рабочей
программы
Вид
деятельности
Форма
проведен
ия
Количество часов в
неделю
5
Информационнопросветительские
занятия
патриотической.
Нравственной и
экологической
направленности
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационны
х интересов и
потребностей
обучающихся
Занятия, направленные
на удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
творческом и
физическом развитии.
Помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов.
Занятия, связанные с
реализаций особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся.
Занятия,
направленные на
удовлетворение
социальных
интересов и
потребностей
обучающихся.
6
Часть, рекомендуемая для всех учащихся
«Разговор
Информационно Классный 1
1
ыо
час
важном»
просветительска
я
Финансирова
ние
7
8
9
1
1
1
За счёт
оплаты
классного
руководства
«Основы
функциона
льной
грамотност
и»
«Билет в
будущее»
познавательная
Метапред
метный
кружок
1
1
1
1
1
Оплата труда
за счет
внеурочной
деятельности
Информационно
просветительска
я
Метапред
метный
кружок
-
-
1
1
1
За счёт
оплаты
классного
руководства
Россия-мои
горизонты
Поисковоисследовательск
ая,
Метапред
метный
кружок
-
1
1
1
1
2
2
2
2
2
За счёт
оплаты
классного
руководства
Школьный
спортивны
й клуб
Вариативная часть
ФизкультурноСоревнов
оздоровительна
ания,
я
конкурсы
В счет
оплаты
пед.доп. обр.
Школьный
театр
познавательная
Кружок
3
2
2
2
2
В счет
оплаты
пед.доп. обр.
Юнармия
Детское
общественное
объединение
Информационно
просветительска
я
кружок
1
1
1
1
1
кружок
2
2
1
1
1
В счет
оплаты
пед.доп. обр.
Оплата труда
за счет
внеурочной
деятельности
«Россиястрана
возможнос
тей»
Итого:
10
10
10
10
10